В рамках выставки MiningWorld Russia-2023 НПО «Аконит» провел традиционную конференцию для партнеров и СМИ. Тему мероприятия в этом году определить было очень просто. 2022-й стал временем изменений на рынке, которых не было никогда. Мы решили обсудить – как они повлияли на всех участников рынка: и заказчиков, и изготовителей оборудования и поставщиков решений по транспортировке насыпных грузов.

«Год назад в прессе активно продвигался тезис, что происходящее – это окно возможностей. Давайте выясним, не стало ли оно «черной» дырой», - начала дискуссию модератор мероприятия, маркетолог НПО «Аконит» Наталья Разгулова.

Мы постояли в сторонке. Теперь наша очередь

Спикеры - директор НПО «Аконит» Дмитрий Викторов, исполнительный директор Ассоциации «Горнопромышленники России Анатолий Никитин», директор по производству «Механобр инжиниринг» Александр Белов, руководитель направления МКТ НПО «Аконит» Сергей Кузнецов - и участники конференции говорили о событиях, которые коренным образом перевернули российскую экономику.

аконит конференция

Дмитрий Викторов подчеркнул, что на рынке произошел полный разворот. «Многие вплоть до второй половины года не верили, что иностранные компании уходят с рынка. Когда осознали, то обратили свои взгляды в сторону Турции и Китая. На рынке был настоящий логистический коллапс. Нам один заказ из Китая везли почти 4,5 месяца. В таких условиях цены на сырье и комплектующие выросли на 40-70 %», - вспомнил он «вехи» 2022 года.

 Викторов ДВ АконитПри этом директор НПО «Аконит» подчеркнул, что все запланированные проекты были выполнены. Компания выполнила комплексную поставку оборудования для организации склада (2 реклаймера и систему конвейеров) на ТОО «Казфосфат», продолжила строительство котельной для «Удоканской меди» (это уже следующий этап работ, первым была поставка протяженных конвейеров общей длиной более 3 км), сборку корабельного загрузчика в порту Дальнего Востока, проектирование судопогрузочной машины для порта «Усть-Луга». Последний проект особенно интересен. Он – буквально наглядный пример открывшегося «окна» возможностей. Если раньше в порты российскому подрядчику попасть было практически невозможно, тем более с проектом такого сложного оборудования как судопогрузочная машина, то сейчас это стало реальным.

«Нам раньше говорили – постойте в сторонке, посмотрите и поучитесь. Мы постояли. Но теперь наша очередь работать», - сказал Дмитрий Викторов.

Тему участия отечественных производителей в крупных комплексных проектах продолжил Анатолий Никитин. Он отметил, что стереотип «люди боятся российского оборудования» начинает разрушаться. Конечно, на это работают сложности с поставкой и обслуживанием иностранной техники, еще не до конца выстроенные логистические цепочки с Азией.

 

конференция аконит 2023Но и российские производители за последние годы сделали гигантский шаг вперед в обеспечении качества, надежности, долговечности оборудования, расширения ассортимента. «Сейчас уже можно полностью российским оборудованием «закрыть» обогатительную фабрику», - привел пример Анатолий Никитин.

Неоспоримый тренд – государство идет навстречу машиностроителям. Появились «длинные» деньги, внедряется практика предоплат, это расширяет список компаний, которые могут предложить свои услуги в различных проектах.

Александр Белов также подтвердил, что заказчики в проектах с конвейерным оборудованием не боятся сотрудничать с российскими производителями. И – важно! – это происходит не потому, что иностранное оборудование стало недоступным, а потому, то отечественные машины и комплектующие вполне конкурентоспособны. Есть проекты где используется только российское оборудование. У проектировщиков больше проблем с перепроектированием – не всегда возможно просто заменить производителя, так как у отечественных компаний еще нет полной линейки типоразмеров оборудования.

 

 

Аконит на MiningWorld Russia 2022В целом работы по перепроектированию стало больше. «Нет ощущения, что проекты замораживаются. Заказчики обращаются, мы видим потребность в ДДК, возможности выполнять проекты в комплексе. Уверен, что есть внутренние резервы и их нужно искать, особенно с учетом того, что Китай не может полностью закрыть потребность в оборудовании», - отметил Александр Белов.

Кстати, о Китае. Буквально накануне конференции сотрудники НПО «Аконит» были в Китае – изучали возможности поставок дробильного оборудования, которое в России пока производится в недостаточных объемах. На конференции участники поездки поделились своими впечатлениями и от самой страны, и от производств.

И еще пара слов о производстве. Участники конференции отметили, что в любом случае нужно развивать собственный выпуск комплектующих. Надеяться все ввезти – недальновидно и рискованно. Поэтому НПО «Аконит» делает ставку на собственные производственные площадки, выпуск продукции, которая для России уникальна (ролики для магистрального конвейерного транспорта, барабаны для тяжелых условий эксплуатации и т.д.). Что можно заместить – нужно замещать. Мнение было почти единогласно.

 

Где провалились?

аконит конференция 2023

С одной стороны в сфере машиностроения все неплохо – подтвердили спикеры и участники конференции. Есть не только слова и лозунги, но конкретные действия и деньги для реализации проектов. Так что мешает?

Проблема, которую взращивали и не решали многие годы. В отрасли не просто нехватка специалистов, а почти голод. «Деньги есть, программы поддержки есть. Людей не хватает», - коротко, но емко обрисовал суть проблемы Дмитрий Викторов. Многие годы система подготовки кадров (инженеров, проектировщиков, «технарей») буквально разрушалась, и только последние 3-4 года предпринимаются шаги по возрождению престижа профессий и привлечению молодежи.

Анатолий Никитин поддержал разговор о кадровом дефиците и отметил, что один из оптимальных путей: полное удовлетворение потребностей в кадрах на предприятиях силами вузов. «Нужно делать так, чтобы люди не уходили в другие отрасли, работали теми, на кого учились», - сказал Никитин.

аконит конференция 2023

Сейчас реализуется масса программ, связанных с обучением, перепрофилирование и трудоустройством. Сами предприятия идут двумя путями: автоматизируют производство и растят кадры самостоятельно. Но все согласились, что решение кадровой проблемы потребует годы, а эффективность будет зависеть от качества взаимодействия системы высшего и среднего образования, работников и работодателей. Сложно, но не безнадежно.

Перспективы: будет развитие

Что ждет машиностроение в будущем?

Возможная переориентация потребителей цикличного транспорта (автомобильного) на конвейеры. Машины, которые работают на карьерах, требуют обслуживания и ремонта, запасные части подорожали, часть стала недоступной, простаивание техники увеличивает себестоимость транспортирования груза автотранспортом. Конвейеры становятся реальной выгодной альтернативой. И такие запросы уже появляются.

Возрождение. Все «пожарные» ситуации уже решены, и перестройка рынка приобретает глубинный характер. Вернуться к прежним отношениям и положению на рынке уже нельзя, даже если измениться геополитическая обстановка. У российских производителей и заказчиков уникальный шанс «развернуть» рынок в свою пользу.

Развитие собственного производства: и потому, что Китай не справляется с потоком запросов, и из-за желания снизить риски при транспортировке оборудования и выполнения проектов в целом.

конференция аконит 2022

Ориентация на Азию и Африку. В том числе и по поставкам оборудования туда. Но это отдаленная перспектива, потому что для начала «нужно у себя решить все задачи», отметил директор НПО «Аконит» Дмитрий Викторов.